Я уже начала бояться, что вторые подотчетные 35 дней ограничатся заметкой о Хармсе (День 48. Хармс). Но не тут-то было. Наконец-то дочитала прекрасный роман Айн Рэнд "Источник".
Некоторые книги (как и фильмы) дарят ощущение беседы с близким другом. Когда вы уже понимаете друг друга с полуслова, договариваете фразы и верно домысливаете недосказанное. Такие романы обычно читаются взахлеб, с легким волнением как перед первым свиданием и улыбкой на губах. Взгляд жадно несется по строчкам, и сознание буквально купается в сочности авторской мысли, которую, безусловно, разделяет. Редкое по степени удовольствия чтение. И "Источник" читается именно так.
Я страшно люблю все эти истории про противостояние одной отдельной человеческой единицы окружающему обществу. И в этой книге такого добра с избытком. Айн Рэнд отмечала, что основной темой "Источника" является "противопоставление индивидуализма коллективизму не в политике, а в человеческой душе". Бинго!
В основе сюжета история архитектора, который был Другим. Думал не как все, творил не как все, относился к своему делу совсем не так как все привыкли. Это в двух словах. Если же смотреть шире, то в романе кроется бесконечная вереница умозаключений на темы устройства общественного сознания, ценности человеческой личности, испытаний любовью, гнилости альтруизма и понимании слова "эгоизм".
Пока этот роман является рекордсменом по количеству сохраненных мной цитат. Приведу вам несколько, которые я считаю достаточным поводом для того, чтобы немедленно скачать эту книгу. Мне она в целом пришлась как нельзя кстати.
"Первейшее на земле право - это право Я. Первейший долг человека - долг перед собой. Его нравственный долг - никогда не отождествлять свои цели с другой личностью; нравственный закон - делать то, что он хочет, при условии, что его желания в основе своей не зависят от других людей."
"Тот, кто пытается жить ради других, - иждивенец. Он паразит по природе и делает паразитами тех, кому служит. Эта связь разлагает обоих. Она недопустима в принципе... человек, добровольно отдающийся в рабство во имя любви, становится самым низменным существом на свете. Он позорит человеческое достоинство и опошляет идею любви. Но в этом суть альтруизма."
"Основное, что требуется создателю, - независимость. Мыслящая личность не может творить по принуждению. Ее нельзя взять в шоры, урезать в правах или подчинить каким-либо ограничениям. Ей нужна полная независимость в действиях и мотивах. Для создателя вторичны все связи с людьми.
Главная забота паразита - облегчить связь с другими людьми, чтобы кормиться самому. Он ставит связи и отношения на первое место. И провозглашает, что человек живет для других. Он проповедует альтруизм."
"Я всегда требовал от людей некоего качества. И всегда сразу его узнавал - это единственное качество, которое я уважаю в людях. Руководствуясь им, я выбираю друзей. Теперь я знаю, что это такое: самодостаточное Я. Все остальное не в счет."
"... зачем нам вдалбливают в головы, что делать то, что мы хотим, слишком легко и недостойно, что мы должны сдерживать себя, что нужна дисциплина? Ведь делать то, чего ты действительно хочешь, труднее всего. Для этого нужно особое мужество. Если ты действительно этого хочешь... Я не говорю о таких желаниях, как желание напиться, или увидеть свое имя в газетах, или переспать с кем-нибудь. Все это даже не желания, мы делаем это, чтобы уйти от наших истинных желаний, потому что это огромная ответственность - действительно стремиться к чему-нибудь."
"... любить значит делать исключение. Если бы ты была влюблена, ты бы хотела, чтобы тебя ломали, приказывали тебе и повелевали тобой, потому что в твоих отношениях с людьми это невозможно, ты не можешь допустить этого. И это стало бы особым приношением любимому человеку, тем великим исключением, которое ты захотела бы сделать для него. Но это далось бы нелегко."
"Люди ненавидят страсть, особенно страсть великую. Генри Камерон совершил ошибку - он страстно полюбил свою работу. Поэтому и сопротивлялся. Поэтому и проиграл."
И, наконец, финальный аккорд:
"- Разве вы не знаете, что большая часть людей берет что дают и не имеет ни о чем собственного мнения? Вы хотите руководствоваться их представлениями о том, что вам надлежит думать, или своими собственными суждениями?
- Но нельзя же силой навязывать им свои суждения.
- И не надо. Надо только набраться терпения, потому что на вашей стороне здравый смысл - о, я знаю, что такого союзника на самом деле никто себе не пожелает, - а против вас просто бессмысленная, тупая и слепая инерция.
- Почему вы решили, будто я не хочу, чтоб здравый смысл был на моей стороне?
- Не вы лично, мистер Йенс, это желание большинства людей. Они плывут по течению, просто плывут по течению, но они чувствуют себя намного уютнее, когда знают, что плывут в безобразии, тщеславии и глупости.
- А знаете, вы правы. - сказал мистер Йенс."
Если вы еще не используете приложение Bookmate, поставьте его немедленно. Книга доступна по подписке bookmate.com/books/GUPJoko1
Некоторые книги (как и фильмы) дарят ощущение беседы с близким другом. Когда вы уже понимаете друг друга с полуслова, договариваете фразы и верно домысливаете недосказанное. Такие романы обычно читаются взахлеб, с легким волнением как перед первым свиданием и улыбкой на губах. Взгляд жадно несется по строчкам, и сознание буквально купается в сочности авторской мысли, которую, безусловно, разделяет. Редкое по степени удовольствия чтение. И "Источник" читается именно так.
Я страшно люблю все эти истории про противостояние одной отдельной человеческой единицы окружающему обществу. И в этой книге такого добра с избытком. Айн Рэнд отмечала, что основной темой "Источника" является "противопоставление индивидуализма коллективизму не в политике, а в человеческой душе". Бинго!
В основе сюжета история архитектора, который был Другим. Думал не как все, творил не как все, относился к своему делу совсем не так как все привыкли. Это в двух словах. Если же смотреть шире, то в романе кроется бесконечная вереница умозаключений на темы устройства общественного сознания, ценности человеческой личности, испытаний любовью, гнилости альтруизма и понимании слова "эгоизм".
Пока этот роман является рекордсменом по количеству сохраненных мной цитат. Приведу вам несколько, которые я считаю достаточным поводом для того, чтобы немедленно скачать эту книгу. Мне она в целом пришлась как нельзя кстати.
"Первейшее на земле право - это право Я. Первейший долг человека - долг перед собой. Его нравственный долг - никогда не отождествлять свои цели с другой личностью; нравственный закон - делать то, что он хочет, при условии, что его желания в основе своей не зависят от других людей."
"Тот, кто пытается жить ради других, - иждивенец. Он паразит по природе и делает паразитами тех, кому служит. Эта связь разлагает обоих. Она недопустима в принципе... человек, добровольно отдающийся в рабство во имя любви, становится самым низменным существом на свете. Он позорит человеческое достоинство и опошляет идею любви. Но в этом суть альтруизма."
"Основное, что требуется создателю, - независимость. Мыслящая личность не может творить по принуждению. Ее нельзя взять в шоры, урезать в правах или подчинить каким-либо ограничениям. Ей нужна полная независимость в действиях и мотивах. Для создателя вторичны все связи с людьми.
Главная забота паразита - облегчить связь с другими людьми, чтобы кормиться самому. Он ставит связи и отношения на первое место. И провозглашает, что человек живет для других. Он проповедует альтруизм."
"Я всегда требовал от людей некоего качества. И всегда сразу его узнавал - это единственное качество, которое я уважаю в людях. Руководствуясь им, я выбираю друзей. Теперь я знаю, что это такое: самодостаточное Я. Все остальное не в счет."
"... зачем нам вдалбливают в головы, что делать то, что мы хотим, слишком легко и недостойно, что мы должны сдерживать себя, что нужна дисциплина? Ведь делать то, чего ты действительно хочешь, труднее всего. Для этого нужно особое мужество. Если ты действительно этого хочешь... Я не говорю о таких желаниях, как желание напиться, или увидеть свое имя в газетах, или переспать с кем-нибудь. Все это даже не желания, мы делаем это, чтобы уйти от наших истинных желаний, потому что это огромная ответственность - действительно стремиться к чему-нибудь."
"... любить значит делать исключение. Если бы ты была влюблена, ты бы хотела, чтобы тебя ломали, приказывали тебе и повелевали тобой, потому что в твоих отношениях с людьми это невозможно, ты не можешь допустить этого. И это стало бы особым приношением любимому человеку, тем великим исключением, которое ты захотела бы сделать для него. Но это далось бы нелегко."
"Люди ненавидят страсть, особенно страсть великую. Генри Камерон совершил ошибку - он страстно полюбил свою работу. Поэтому и сопротивлялся. Поэтому и проиграл."
И, наконец, финальный аккорд:
"- Разве вы не знаете, что большая часть людей берет что дают и не имеет ни о чем собственного мнения? Вы хотите руководствоваться их представлениями о том, что вам надлежит думать, или своими собственными суждениями?
- Но нельзя же силой навязывать им свои суждения.
- И не надо. Надо только набраться терпения, потому что на вашей стороне здравый смысл - о, я знаю, что такого союзника на самом деле никто себе не пожелает, - а против вас просто бессмысленная, тупая и слепая инерция.
- Почему вы решили, будто я не хочу, чтоб здравый смысл был на моей стороне?
- Не вы лично, мистер Йенс, это желание большинства людей. Они плывут по течению, просто плывут по течению, но они чувствуют себя намного уютнее, когда знают, что плывут в безобразии, тщеславии и глупости.
- А знаете, вы правы. - сказал мистер Йенс."
Если вы еще не используете приложение Bookmate, поставьте его немедленно. Книга доступна по подписке bookmate.com/books/GUPJoko1
Комментариев нет:
Отправить комментарий