Идея посетить концерт органной музыки мучила меня давно. И манила не только невообразимо мощная многогранность самого инструмента, хотелось послушать его именно в обстановке какого-нибудь собора, что добавило бы еще и визуальный эффект.
Решение было принято быстро. Пару раз мелькали фотографии Римско-католического кафедрального собора в моей ленте инстаграма, и один раз его увидев, невозможно потом забыть.
Как выяснилось, это самый большой католический собор в России и один из двух действующих католических храмов в Москве. Орган же тоже здесь один из самых больших в России.
К сожалению, прекрасен собор исключительно снаружи, внутри же скорее похож на городскую поликлинику: множество некрасиво оформленных досок объявлений на входе, бледно-желтые стены с белыми потолками. Невероятный контраст.
Здесь довольно часто проходят концерты органной и духовной музыки, поэтому долго ждать заветной встречи с прекрасным не пришлось. Я попала на программу "Музыка соборов мира: Германия", где профессор Фрайбургской музыкальной академии, почетный органист Фрайбургского кафедрального собора исполнил Баха, фон Нейкома, Райнбергера и Риттера. И если с первым композитором все понятно (мне лично Бах знаком с музыкальной школы, и от его сумасшедших, гениально выверенных вариаций мелодии мне доводилось страдать за роялем), то оставшиеся имена не вызывали в памяти никаких ассоциаций. Программка лакончино отзывалась о них как о "композиротах органнного "безвременья" - когда Бах завершил собой органную эпоху, следующие за ним поколения композиторов не особенно жаловали этот инструмент, но несколько "рыцарей" все же нашлось. Их нам и предлагалось послушать.
***
лирическое отступление.
вот здесь наглядно показаны выкрутасы Баха в написании произведений, очень познавательно. и это обязательно к просмотру.
***
Свет в зале становится совсем тусклым, начинается звук, и кажется, что он звучит откуда-то сверху (орган стоит на балконе за спиной).
Это неописуемый спектр звуков. Ты закрываешь глаза и начинаешь чувствовать музыку. Целый оркестр атакует твое сознание. Звуки порой совсем живые, природные, а местами технично-музыкальные, где-то совсем волшебные, хрустальные.
Помимо восторга от звучания органного Баха, я была поражена моментом в произведении фон Нейкома (если я не ошибаюсь), когда зазвучали нижние регистры, имитируя начало грозы. Все пространство было заполнено звуком, им словно можно было дышать, таким тягучим и мощным, у меня побежали мурашки по коже. Это ощущение стихии и чего-то совсем нематериального, вызванное музыкальным инструментом. Очень сильно.
Я совершенно точно пойду слушать орган еще. Теперь меня манит Дом музыки, где самый-самый большой орган в России, и кропотоливо созданный для него зал. Звук должен окутывать со всех сторон и затрагивать самые-самые скрытые струны души.
Комментариев нет:
Отправить комментарий